Этапы взаимодействия с муниципальным образованием, предприятием, организацией:
- Проведение, по согласованию с муниципальным образованием, предварительной оценки состояния жилищно-коммунального комплекса;
- Предоставление предварительных рекомендаций по осуществлению мероприятий на основе реализуемых или реализованных аналогичных программ;
- Составление лотовой документации в соответствии с требованиями законодательства и методических материалов с учетом имеющегося опыта;
- Заключение Договора со специализированной организацией на разработку программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности муниципального образования;
- Проведение высококвалифицированного комплексного аудита;
- Разработка комплексной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности муниципального образования;
- Разработка экспертами схемы привлечения средств в инвестиционную часть утвержденной программы;
- Подготовка и согласование документов в части, предусматривающей софинансирование из средств федерального бюджета по выполнению программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что деятельность по проведению энергетического обследования (энергоаудит) вправе осуществлять только лица, являющиеся членами СРО - саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Реестр саморегулируемых организаций в области энергетического обследования ведет Министерство энергетики Российской Федерации «Энергоаудит/Реестр СРО» . Энергоаудит решает следующие задачи:
Энергетические обследования различных видов:
первичное, периодическое, внеочередное, локальное, экспресс-обследование объектов энергетики, промышленности и жилищно-коммунального хозяйства; энергетические обследования электрического и теплового хозяйств предприятия, системы водоснабжения; составление энергетического паспорта предприятия; составление топливно-энергетического баланса предприятия; разработка программы и выдача рекомендаций по повышению эффективности использования ТЭР и снижению затрат на топливо и энергообеспечение; разработка рекомендаций по оснащению и комплектации предприятия современным энергосберегающим оборудованием; проведение энергетического обследования водно-химического хозяйства предприятия; расчет и обоснование нормативов удельных расходов топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию; расчет нормативов технологического расхода на передачу электрической и тепловой энергии; расчет и обоснование нормативов создания запасов топлива; диагностика технического состояния оборудования, включая приборные обследования;
Разработка программ энергосбережения и региональных энергетических программ:
экспертиза имеющегося энергетического обследования, разработка на его основе программы энергосбережения; определение потенциала энергосбережения, разработка организационных и технических мер направленных на повышение энергоэффективности; разработка комплексной программы энергосбережения:
Разработка схемы управления энергосбережением предприятия:
описание организационной структуры управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности хозяйствующего субъекта и анализ потребления энергоресурсов и принятых мер по энергосбережению в предыдущие годы; описание фактического состояния системы энергоснабжения предприятия, оценка и анализ энергопотребления, потерь, непроизводительных расходов энергоресурсов. предложение организационных и технических мероприятий по энергосбережению и анализ планируемых показателей энергосбережения на каждый планируемый год; нормативно-техническое обеспечение мероприятий по энергосбережению; разработка конкретных предложений по организации технического и коммерческого учёта энергоресурсов; количественная оценка снижения уровня непроизводительных расходов ТЭР за счет внедрения энергосберегающих мероприятий; финансово-экономические обоснования реализации мероприятий по энергосбережению и определение источников и объемов финансирования, а также меры по стимулированию и реализации мероприятий; определение сроков реализации программы энергосбережения; расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий с ранжированием их по срокам окупаемости; реализация программных мероприятий; заключение и реализация энергосервисных договоров.
Основанием для определения стоимости энергоаудита служат сметы, проекты и выбор методов проведения энергетического обследования. Методы устанавливаются специалистами - аудиторами самостоятельно и отражаются в аудиторском заключении с учетом эффективности использования ТЭР, эффективности работы оборудования, состояния учета ТЭР и отчетности их использования, анализа затрат на топливно-энергетическое обеспечение.
Энергетическое обследование юридических лиц и ИП:
Энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя. Основными целями энергетического обследования являются:
1) получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;
2) определение показателей энергетической эффективности;
3) определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
4) разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.
По соглашению между лицом, заказавшим проведение энергетического обследования, и лицом, проводящим энергетическое обследование, может предусматриваться разработка по результатам энергетического обследования отчета, содержащего перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных от типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с Федеральным законом № 261-ФЗ законом оно должно быть проведено в обязательном порядке.
По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования. Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию:
1) об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
2) об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;
3) о показателях энергетической эффективности;
4) о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);
5) о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;
6) о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Обязательное энергетическое обследование:
Проведение энергетического обследования является обязательным для следующих лиц:
1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;
2) организации с участием государства или муниципального образования;
3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;
4) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Указанные организации обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период с 27 ноября 2009 года до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.
Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности бюджетными учреждениями:
Начиная с 1 января 2010 года бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента.
Предоставление инвестиционного налогового кредита:
В соответствии со статьей 67 НК РФ право на получение инвестиционного налогового кредита возникает у организации, которая осуществляет проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг. Кроме того, основанием для получения инвестиционного налогового кредита является осуществление организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности:
- региональная программа энергосбережения;
- программа энергосбережения области, города
- программа энергосбережения муниципального образования;
- программа энергосбережения промышленного предприятия;
- программа энергосбережения жилищно-коммунального комплекса;
- программа энергосбережения административного здания, жилого дома, бюджетного учреждения.
Разработка программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности 2010-20 __ гг.
Работа выполняется в 2 этапа:
I-й этап включает в себя разработку и согласование с Заказчиком Концепции программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности (в том числе основные направления и подпрограммы, этапы реализации потенциала энергосбережения, базовые индикаторы и показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности в целом по программе.
II-ой этап включает в себя разработку программы энергосбережения в соответствии с требованиями к муниципальным программам энергосбережения, устанавливаемым законодательством РФ и ______________ области.
В качестве исходных принимаются данные предоставленные
- Энергогенерирующми организациями;
- Энергоснабжающими организациями;
- Энергосетевыми и энерегосбытовыми организациями;
- Результаты инструментальных обследований Исполнителя, проводимых в соответствии с согласованной с Заказчиком программой инструментального обследования;
- Организациями потребителями энергетических ресурсов;
- Организациями, представляющими архитектурный и строительный комплекс города, гор. БТИ и т.д.;
- Органов местного самоуправления;
- Иные программы развития энергохозяйства города.
А также статистическая информация.
Руководящие документы, регламентирующие выполнение работ.
- Федеральный закон № 185-ФЗ от 21.07.2007 года «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;
- Указ Президента РФ № 889 от 04.06.2008 г. «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности Российской экономики»;
- «Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020г.», утвержденные Распоряжением Правительства РФ № 1-р от 08.01.2009 г.;
- Перечень поручений Президента Российской Федерации от 15.07.2009 № Пр-1802 ГС по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 2 июля 2009 г.;
- Федеральный закон № 261-ФЗ от 21.11.2009 г «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности Российской Федерации».
Цель работы
- Разработка и согласование «Муниципальной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период 2010-20__ гг.», содержащая в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства:
- перечень целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности (с указанием их числовых значений), достижение которых обеспечивается в результате реализации программы;
- перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической и сроки их реализации;
- перечень источников финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включая бюджетные и внебюджетные.
Задачи разработки программы.
- проработка и формирование основных направлений в области энергосбережения по отраслям экономики ______________ для последующей реализации потенциала энергосбережения программно-целевым методом;
- оценка потенциала энергосбережения в различных секторах экономики _________;
- определение обоснованных объемов экономии энергоресурсов в основных сферах городского хозяйства;
- задание основных направлений для разработки и последующей реализации программных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- разработка предложений по организации работ в области энергосбережения и повышению энергетической эффективности в городе, системе управления процессом
- разработка механизмов финансирования энергосберегающих проектов, в том числе с привлечением различных внебюджетных средств.
Содержание работы
Этап 1. Разработка и согласование с Заказчиком Концепции программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
- Подготовка опросных листов и перечня запрашиваемой информации;
- Сбор необходимой информации совместно со специалистами региона;
- Обработка полученной информации в соответствии с требованиями технического задания;
- Анализ реализованных и действующих программ энергосбережения;
- Анализ структуры энергетического баланса;
- Обобщенная оценка потерь энергоресурсов на источниках, при их транспорте и распределении, потреблении;
- Анализ тарифной политики и ценообразования на энергоресурсы и коммунальные услуги в регионе и муниципальном образовании.
- Выявление приоритетных направлений энерго- и ресурсосбережения в сфере производства, распределения и потребления энергоресурсов для достижения заданных объемов экономии;
- Формирование основных принципов построения программы энергосбережения, ее целевых индикаторов и показателей, определение экономически обоснованных объемов экономии ресурсов;
- Формирование целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности в секторах экономики.
- Подготовка и защита в форме презентации проекта «Концепции муниципальной программы энергосбережения и повышения энергетической на период 2010-20__гг.»
Результатом работы по данному этапу является
Проект Концепции «Муниципальной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период 2010-20__г», основные параметры которой являются основой для формирования программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период 2010 – 20__ г.г.
Концепция «Муниципальной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период 2010-20__г в виде отдельного законченного документа, готовая для выполнения согласованная и утвержденная администрацией г .___________.
Этап 2. Разработка «Муниципальной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности г._______________ на период 2010 – 20__ г.г.»
- Анализ опыта реализации проектов и мероприятий по повышению энергетической эффективности в рамках городских и отраслевых программ энергосбережения в г.Коломна, в том числе с учетом новых принятых нормативно-правовых актов;
- Анализ результатов проведенных ранее энергетических обследований систем энергоснабжения и энергопотребления;
- Анализ степени оснащенности и работоспособности приборов технического и коммерческого учета;
- Анализ договорной базы, регламентирующей электро-¬, тепло-, водоснабжение жилых зданий и бюджетной сферы; выявление положений договоров, мешающих реализации мер по повышению энергоэффективности.
- Сбор и обработка информации о составе оборудования, принятых технологических схемах, расчетных и фактических режимах работы при различных условиях систем топливообеспечения, генерации, систем транспорта и распределения энергоресурсов;
- Определение и анализ предоставленных энергоснабжающими организациями значений фактических и нормативных потерь;
- Оценка эффективности производства и транспорта энергоресурсов на территории г.___________;
- Анализ основных технико-экономических показателей работы систем производства и транспорта энергоресурсов.
1)Анализ существующего положения и фактического состояния систем энергообеспечения выполняется в объеме, необходимом для уточнения топливно-энергетического баланса г. ___________ и определения потенциала энергосбережения по основным секторам экономики
2) проведение локального инструментального экспресс-обследования объектов энергосистем в объеме, необходимом для уточнения параметров топливно-энергетического баланса и потенциала энергосбережения
- Определение основных групп потребителей энергоресурсов (промышленность, бюджетная сфера, торговля и сфера услуг, ЖКХ и др.);
- Сбор информации о потребителях энергоресурсов, фактических режимах работы систем потребления;
- Оценка полноты предоставленной информации по потреблению энергоресурсов различными группами потребителей, в том числе материалов приборного учета1;
- Анализ установленных нормативов потребления воды, тепловой и электрической энергии различными группами потребителей;
- Сравнение фактических и расчетных данных ресурсопотребления.
1) проведение локального инструментального экспресс-обследования потребителей в объеме, необходимом для уточнения параметров топливно-энергетического баланса и потенциала энергосбережения
- Систематизация полученных данных о потреблении топлива, выработке, транспорте и потреблении вторичных энергетических ресурсов;
- Составление общего топливно-энергетического баланса города;
- Оценка резервов экономии энергоресурсов в основных секторах экономики г. __________
- Определить экономически обоснованные объемы экономии энергоресурсов, с формированием основных принципов построения программы энергосбережения, ее целевых индикаторов и показателей;
- Выявить приоритетные направления энерго- и ресурсосбережения в сфере производства, распределения и потребления энергоресурсов для достижения заданных объемов экономии;
- Определить возможности и основные направления использования местных, нетрадиционных и возобновляемых энергоресурсов в городе;
- Оценка объемов внедрения мероприятий по энергосбережению по приоритетным направлениям и подпрограммам;
- Формирование перечня мероприятий в соответствии с целевыми показателями энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая ожидаемые результаты от внедрения мероприятий в натуральном и стоимостном выражении, сроки реализации мероприятий;
- Оптимизация сроков и этапов реализации мероприятий программы повышения энергоэффективности с учетом региональных требований к муниципальным программам;
Технико-экономическое обоснование реализации разработанного перечня мероприятий;
- Оценка финансовых вложений по энергосберегающим мероприятиям, определение способов и источников их финансирования
- Уточнение источников финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- Формирование механизмов регионального (муниципального) стимулирования сокращения расходов потребляемых энергоресурсов.
- Проработка основных направлений инвестиционной политики в энергосбережении (схемы и источники финансирования энергосберегающих мероприятий);
- Предложить набор механизмов стимулирования энергосбережения в городе (тарифное стимулирование, использование высвобождаемых бюджетных средств, револьверные фонды финансирования);
- Оценка экономической эффективности отдельных подпрограмм и программы в целом
- Разработать механизм коррекции программных мероприятий на перспективу;
- Выработка основных индикаторов для системы мониторинга эффективности реализации мероприятий по повышению энергоэффективности;
- Проработать механизм управления процессом энергосбережения на муниципальном уровне.
- Прогнозирование ожидаемых результатов реализации программы для разных групп потребителей энергоресурсов;
- Сформировать общие направления совершенствования нормативной правовой базы энергосбережения, развития пропаганды и подготовки кадров.
Результатом работы по данному этапу являются:
Муниципальная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности должна определить организационно-экономические, научно-технические и информационно-методические мероприятия, нацеленные на решение поставленных целей и задач.
Муниципальная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности г. __________ на период 2010-20__ гг., готовая для согласования и утверждения администрацией г.________.
Требования к предоставляемым Исполнителем результатам работы и отчетным материалам.
Выполнение работ по устранению всех замечаний и предложений, полученных Заказчиком в ходе согласования и утверждения, разработанных Исполнителем документов осуществляется Исполнителем работ в рамках плановых работ проекта.
Все, разрабатываемые Исполнителем работ, отчетные материалы должны быть представлены на бумажном носителе формата А-4;(А-3) в 2-х экземплярах сброшюрованы, и на электронном носителе - 2 экз.
Итоговый состав отчетных документов.
- Концепция муниципальной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности г. ____________на период 2010-20__г., в т ч. на электронном носителе;
- Отчет о работе, выполненной в рамках 1 го этапа работ с приложением подготовленных аналитических материалов
- Акт приемки выполненных работ 1 -го этапа.
Этап 2.
- Муниципальная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности г._____________ на период 2010-20__ гг. в т ч. на электронном носителе;
- Отчет о работе, выполненной в рамках 2-го этапа работ с приложением подготовленных аналитических материалов.
- Акт приемки выполненных работ 2 -го этапа.
__________________________________________________________________________________
Муниципальная программа повышения энергетической эффективности города N на 2011 - 2015 годы.
«N – энергоэффективный город»
Цели, задачи, сроки реализации
Цель:
Реализация государственной политики повышения энергетической эффективности на территории города N на 2-3 % в год посредством разработки и реализации комплекса мероприятий энерго- и ресурсосбережения
Задачи:
- Разработка комплексной целевой программы энергосбережения города N
- Реализация потенциала энергосбережения в генерации, распределительных сетях и в конечном потреблении
- Отработка и запуск бизнес-механизмов по организации инвестиционного процесса в энергосбережении на территории города
Сроки реализации
I этап. Разработка и утверждение Концепции городской программы (1,5 месяца)
II этап. Разработка городской целевой программы энергосбережения (2,5 – 3 месяца).
Финансирование на разработку программы – ___ млн.руб.
В соответствии с Федеральным Законом № 261-ФЗ, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны содержать:
- значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы;
- перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий;
- информацию об источниках финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием отдельно бюджет… Продолжение »