…ных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования указанных мероприятий.
Перечень мероприятий подлежащих включению в муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:
- энергосбережение и повышению энергетической эффективности жилищного фонда;
- энергосбережение и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры;
- энергосбережение в организациях с участием муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций;
- выявление бесхозных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие объекты недвижимого имущества;
- стимулирование производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов;
- увеличение количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии;
- энергосбережение в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности, в том числе замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом.
Принципы построения программы повышения энергетической эффективности в г. N
- Полное соответствие принятому Федеральному закону от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности»
- Комплексность в подходе энергосбережения на стадиях: производство, распределение, потребление энергоресурсов.
- Акцент на создании механизмов, способствующих масштабному внедрению технических решений в области энергосбережения.
Повышение эффективности энергоисточников
Цель:
Снижение к 2020 г. энергоисточниками общего пользования удельных расходов топлива на выработку электрической энергии до 295,2 г у.т./кВт*ч и на выработку тепловой энергии до 169 кг у.т./Гкал.
Задачи:
1. Достичь нормативных значений энергоэффективности на существующих энергоисточниках за счет их модернизации и реконструкции, а также вывода из эксплуатации неэффективных энергоисточников.
2. Обеспечить соответствие новых энергоисточников современным требованиям энергоэффективности;
3. Обеспечить тиражирование проектов строительства высокоэффективных ТЭЦ с применением преимущественно отечественного оборудования.
Мехнизмы реализации
1. Запрет на строительство энергоисточников, не предусмотренных программой комплексного развития инженерной инфраструктуры.
2. Введение порядка распределения тепловой нагрузки в пользу более энергоэффективных источников комбинированной выработки.
3. Поэтапный запрет на эксплуатацию котельных с устаревшим неэффективным оборудованием, высокими удельными расходами топлива.
4. Совершенствование системы нормирования удельных расходов топлива, аналогично механизмам контроля промышленной безопасности.
Энергосбережение в жилых зданиях
Цель:
- Сокращение непроизводительных потерь тепловой и электрической энергии в жилых зданиях на 15 % к 2015 году и на 25 % к 2020 году.
- Сокращение потребления воды населением до 190 л/чел в сутки.
- Сокращение потребления электрической энергии в местах общего пользования на 15 % к 2020 году.
Задачи:
- Стимулирование жителей к приобретению энергоэффективной бытовой техники, в том числе посредством потребительского кредитования закупок энергоэффективных товаров и услуг по энергосбережению.
- 100 % оснащение квартир приборами учета воды, многотарифными счетчиками электроэнергии.
- Создание рынка энергосервисных услуг в жилищной сфере.
- Стимулирование управляющих компаний к проведению работ по энергосбережению в жилищном фонде.
- Создание системы категорирования домов по классу энергоэффективности, повышение категорийности зданий при проведении капитального ремонта.
Механизмы реализации
Энергосбережение в бюджетной сфере
Цель:
- Снижение потребления энергоресурсов на объектах бюджетной сферы на 15% к 2015 году и на 30% к 2020 году;
Задачи:
- 100% оснащение объектов бюджетной сферы приборами учета всех видов энергоресурсов.
- Создание рынка энергосервисных услуг в бюджетной сфере.
Механизмы реализации
-
Обязательность энергетических обследований, энергетической паспортизации и разработки и реализации программ энергосбережения на объектах бюджетной сферы;
-
Создание условий для реализации энергосервисных контрактов по внедрению энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере, в том числе за счет введения требования сохранения обязательств бюджета по энергосервисным контрактам, срок действия которых превышает срок бюджетного периода;
-
Создание системы категорирования по уровню энергоэффективности бюджетных организаций;
-
Определение нормативных требований по минимальному уровню энергоэффективности объектов бюджетной сферы, прошедших капитальный ремонт;
-
Внедрение в систему государственных закупок требований по параметрам энергоэффективности к изделиям и оборудованию, потребляющему энергоресурсы;
-
Реализация в регионах пилотных проектов: «энергоэффективная школа», «энергоэффективный детский сад», «энергоэффективное лечебное учреждение».
Энергосбережение в тепловых сетях
Цель:
Снижение к 2020 году фактических потерь тепловой энергии и теплоносителя, а также удельных расходов электроэнергии при транспортировке и распределении тепловой энергии до нормативных значений.
Задачи:
- Обеспечение 100% приборного учета потребления тепловой энергии и теплоносителя.
- Создание эффективной системы контроля за качеством предизолированных трубопроводов заводского изготовления, за проектированием, проведением строительства и ремонта тепловых сетей.
- Организация инвестиционного процесса массовой замены тепловых сетей.
Механизмы реализации
- Разработка рекомендаций по особенностям применения в тепловых сетях предизолированных трубопроводов, предъявление обязательных условий к тендерам на поставку предизолированных трубопроводов.
- Определение порядка инструментального контроля за строительством и ремонтом тепловых сетей со стороны надзорных органов.
- Установление порядка экспертизы и требований к схемам теплоснабжения, включая обязательность схемных решений по максимальной загрузке наиболее энергоэффективных энергоисточников и перевода работы котельных в пиковые режимы.
- Внедрение системы двуставочного тарифа на тепловую энергию, стимулирующей перевод котельных в пиковый режим работы, установление порядка ежегодной актуализации схем теплоснабжения.
- Определение обязательных условий договоров теплоснабжения, включая требования к качеству возвращаемого теплоносителя и гидравлическим параметрам режимов теплопотребления, стимулирование потребителей и теплоснабжающих организаций к снижению температуры возвращаемого теплоносителя.
- Установление отдельного тарифа на организацию коммерческого учета тепловой энергии.
- Требования обязательного приборного учета потребляемых тепловой энергии и теплоносителя, а также оперативного контроля фактических тепловых потерь, утверждение методики оперативного расчета фактических потерь.
- Определение порядка утверждения нормативов потерь в тепловых сетях, предусматривающего установление повышенного норматива только при наличии долгосрочной программы снижения потерь.
- Исключение в следующий регулируемый период неэффективно израсходованных средств, заложенных на снижение потерь при невыполнении программных показателей.
- Разработка типовых инвестиционных проектов и вариантов финансирования работ по замене тепловых сетей
Энерго- и ресурсосбережение в водопроводных сетях
Цель:
- Снижение потерь воды в водопроводных сетях на 20% к 2020 году
Задачи:
- Обеспечение 100% учета холодной и горячей воды в системах водоснабжения.
- Доведение уровня удельных затрат электрической энергии на подачу воды до современных требований.
- Переход на современные антикоррозионные материалы для труб в системах водоснабжения.
Механизмы реализации
- Введение требований обязательного учёта фактических потерь водопроводной воды.
- Определение порядка утверждения нормативов потерь в водопроводных сетях, предусматривающего установление повышенного норматива только при наличии долгосрочной программы снижения потерь. Исключение в следующий регулируемый период неэффективно израсходованных средств, заложенных на снижение потерь при невыполнении программных показателей.
- Введение требований к системам оборотного водоснабжения.
- Введение требований использование потенциала сточных вод на собственные нужды предприятия.
- Установление повышенных нормативов для потерь в системах водоснабжения
Энергосбережение в наружном освещении
Цель:
- Достигнуть к 2020 году минимального уровня удельных показателей потребления электрической энергии на нужды наружного освещения;
- Перевод 100% объектов архитектурно-художественной подсветки и рекламы на светодиодное оборудование.
Задачи:
- Создание и поддержка производства отечественного светодиодного оборудования.
- Полное обновление пускорегулирующего оборудования систем освещения с переходом на электронные устройства.
Механизмы реализации
- Прямой запрет на оборудование с низкой энергоэффективностью для объектов наружного освещения, подземных переходов, архитектурной подсветки.
- Разработка механизма продажи высвобожденной пиковой мощности систем освещения или использование её для учреждений бюджетной сферы;
- Организация работ по энергосервисным контрактам на предприятиях, эксплуатирующих системы наружного освещения
Энергосбережение в сфере услуг и у непромышленных потребителей
Цель:
- Сокращение удельных расходов энергоресурсов в сфере услуг и у прочих потребителей на 15 % к 2020 году
Задачи:
- Создание системы стимулов повышения энергоэффективности для коммерческих организаций.
- Формирование системы требований для мелких и временных объектов.
Механизмы реализации
- Компенсация затрат на энергосбережение за счет арендной платы для муниципальной собственности;
- Разработка удельных показателей для разных типов объектов, их мониторинг на уровне муниципального образования;
- Обязательная паспортизация зданий с указанием уровня энергоэффективности (обязательная установка на здании указателя с параметрами по энергоэффективности) и внесение результатов (энергетических паспортов) в государственный энергетический реестр;
- Реализация механизма перераспределения высвобождаемой мощности в сфере услуг;
- Введение требований по энергосбережению в программы размещения мелких объектов;
- Обеспечение доступности базы данных по типовым проектам энергосбережения;
- Продвижение типовых проектов по энергосбережению в сфере услуг;
- Формирование рынка энергосервисных услуг;
- Проведение конкурсов на лучший энергоэффективный объект («Энергоэффективный магазин», офис, и проч.)
- Заключение добровольных соглашений с местными органами власти по повышению энергоэффективности объектов сферы услуг
Развитие рынка мощности
Цель:
- Создание системы использования высвобождаемой электрической мощности для обеспечения подключения новых потребителей.
Задачи:
- Выявление резервов неиспользуемой электрической мощности как альтернативы строительству новых источников при сопоставимых технико-экономических затратах.
- Разработка и внедрение базы данных по учету присоединенной мощности.
- Создание рынка высвобождаемой мощности для повторного использования Развитие сетей запертой электрической мощности.
Механизмы и мероприятия
- Определение требований по учету фактически используемой электрической мощности, максимального срока неиспользования резервной мощности, по истечении которого мощность подлежит перераспределению.
- Создание и ведение единой автоматизированной базы – Единого реестра для проведения работ по инвентаризации фактически используемой электрической мощности и перераспределению присоединенной мощности.
- Утверждение порядка перераспределения высвобожденной мощности.
- Обеспечение использования застройщиками резервной величины присоединенной мощности на существующих объектах
- Проверка наличия документов, подтверждающих наличие или отсутствие возможности технологического присоединения планируемого к строительству объекта за счет резервной величины присоединенной мощности на существующих объектах
Обучение и пропаганда
Цель:
- Формирование культуры энерго- и ресурсосбережения за счет агитационной, информационно-разъяснительной и обучающей деятельности
Задачи:
- Повышение мотивации по вопросам энергосбережения и энергоэффективности у руководителей всех уровней,
- вовлечение в процесс энергосбережения всех социальных слоев населения города, общественных организаций, управляющих компаний и товариществ собственников жилья,
- пропаганда выгодности и престижности энергосберегающего поведения среди жителей.
Механизмы реализации
- Распространение брошюр по практическим мерам энергосбережения в быту в каждую квартиру, ДЕЗ, ЕРЦ,
- Размещение наружной социальной рекламы на улицах города форматах 3х6 и Сити-формат (на остановках уличного транспорта)
- Инициирование видео передач и информационных печатных материалов на местных телеканалах и районных печатных изданиях о применении энергосберегающих технологий и экономическом эффекте, о примерах внедрения мероприятий в быту, о возможностях финансовых механизмов, о правах граждан в созданных ими ТСЖ и т.д., описание положительного опыта как среди жителей, так и предприятий (истории успеха)
- Видео реклама на видео панелях, в общественном транспорте (2 видеоролика длительностью 30 секунд «берегите тепло», «экономь энергию».
- Создание мобильного передвижного консалтингового пункта на базе мини-автобуса, с соответствующей символикой. Проведение консультаций в местах скопления людей и на предприятиях,
- Уроки энергосбережения в школах (начальные классы). Пробная образовательная инициатива, рассчитанная на 1-2 четверти: теоретическая база, практические занятия (энергоэффективное освещение в отдельных классах), творческие уроки (изготовление дизайнерских светильников),
- Конкурс «Самый бережливый» среди жителей города N и объектов социальной сферы,
- Создание тематических обучающих курсов и семинаров.
Продвижение программы «N – энергоэффективный город»
- Интервью с представителями администрации города N на телеканалах о ходе реализации программы. Передача опыта, оповещение о промежуточных результатах. Сюжеты о мнениях горожан о проводимых мероприятиях.
- Статьи в печатных изданиях, конкретизирующие деятельность всех городских служб по реализации программы.
- Предоставление информации в дайджесты пресс-служб Минэкономразвития, Минрегионразвития, Минэнерго, ДепТЭХ и др.
- Участие в периодических тематических конференциях с докладами о ходе реализации программы.
_________________________________________________________________________________